Сюжет
Мы все фотографы. Практически у всех есть телефон с камерой, а у кого-то ещё и фотоаппарат. Современная техника транслирует скомпанованный кадр прямо на экран телефона или видеокамеры. Если что, можно поменять:
-
ракурс съёмки или поправить экспозицию, сдвинув яркости в плюс или в минус,
-
выбрать охват снимаемого пространства, изменив фокусное расстояние объектива или режим фотосъёмки в телефоне с крупного портрета на пейзажное фото, вмещающее большее количество предметов по ширине и глубине кадра,
- отделить персонаж или главный объект от фона или вписать его в окружение, сделав его участником сюжета.
Художник начинает работу с определения сюжета картины и нужного ракурса, в том или ином освещении, дающем разные светотеневые оттенки и цветовую насыщенность. В этом проявляется его творческое начало. Фотограф делает то же самое. Его цель — поймать уникальный момент так, чтобы он заиграл своей красотой и неповторимостью. Один и тот же объект можно снять в разном окружении и с разных сторон — с верхней или нижней точки, с размытым или сфокусированном фоном, с дальней перспективой или в сжатом и плотно сбитом пространстве. Необходимо выбрать главный персонаж и оттенить его уникальные черты созданием эмоциональной атмосферы кадра с помощью замороженного движения (позы), выражения лица, игры света и тени, окружающего фона.
Компановка кадра
Европейцы привыкли читать и писать справа налево, примерно в той же последовательности можно выстраивать планы на фотографии. Уводить взгляд зрителя вниз — область раздумий и чувств. Или в верхний правый угол, где находятся глаза мечтателя в момент, когда он конструирует свои образы.
Составляя кадр мы решаем — будет он заполнен персонажем съёмки, как в крупных планах кино, необходимых для демонстрации выражения эмоций героя? Либо это будет динамичная сцена с огружающей обстановкой, в рамках задуманного сценария? А может вы захотите снять красоту природного ландшафта, за которым наблюдает герой?
Многоплановость
Чтобы фотография была более интересной, на ней можно отразить не только главный персонаж, но и окружающий фон с разделением кадра на планы — передние и задние. Так фотография станет более содержательной и объёмной. На ней появятся направляющие линии, уводящие взгляд зрителя вдаль, в глубь кадра.
Как мы уже отметили, глаза человека привыкли изучать окружающее пространство, пробегая слева направо, поэтому объекты в кадре выстраивают в том же порядке, по так называемым «силовым линиям» (направляющим взгляд).
На рисунке выше видно — небо занимает меньшую часть кадра (одну треть)
Большая часть (2/3) отдана главному персонажу и окружающем объектам. Таким образом, мы расставиляем акценты и указываем, на что стоит обратить внимание в первую очередь. Нарушая равновесие мы привлекаем внимание к главному, так как больший объём перевешивает меньший.
Ниже я привожу примеры многоплановости, где модель окружена объектами спереди и сзади. Они органично вписаны в кадр — линия рук модели проходит параллельно ограждению, валуны с девушкой на них выложены друг за другом и уходят в перспективу кадра, задние планы дополняют фото своим антуражем.
Имейте в виду — не красиво смотрятся фотографии, где модель стоит на фоне прямых линий, проходящих перед ней или сзади (перила и прочие ограждения). Создаётся впечатление, будто они «режут» модель и кадр на половинки. Перила необходимо использовать в качестве органичного дополнения сюжета, пусть модель опирается на них, при этом ракурс можно сместиться немного в сторону, дабы образовать косые направляющие.
Планы плюс фрейм (рамка)
Фрейм выделяет объект (или персонаж) съёмки «рамкой» — оконным проёмом, аркой, зелёными насаждениями и прочими предметами. Получается эффект киноэкрана.
Правило двух третей
Вот ещё пример распределения пространства на передний и дальний заполняющие планы.
Тут перспектива находится слева, главный персонаж — справа. Объёмы и массы предметов распределены неравномерно. Модель занимает меньшую часть кадра, оставляя место для скольжения и погружения взгляда вглубь фонового окружения.
Перспектива и силовые линии
Перспектива показывает глубину заднего пространства. Силовые линии — пространственное направление выстроенных в линию объектов.
Давайте сравним два фото. На одном девушка размещена в центре, её взгляд направлен в землю, прямо перед собой. Кадр скучный и бессодержательный. На другом — героиня смотрит вдаль на горы. Эту фотографию хочется рассматривать.
Кадры с перспективой более привлекательны, они погружают нас в атмосферу необъятного пространства. Когда мы на него смотрим, у нас возникают вопросы — что девушка хочет увидеть там, за горизонтом, о чём она мечтает? Это сюжет.
Качель выделяет модель «рамками». Контраст между крупной фигурой (девушкой) и мелкими объектами (деревьями и горами на заднем плане) наполняет кадр ощущением объёма и глубины. Цветовая гамма — приглушённые коричнево-зеленоватые тона, включая небо. Только два цвета и ничего лишнего.
Ниже я привёл простую фотографию с моделью на переднем плане и уходящими косыми линиями в правую часть кадра. Фотограф не стал фотографировать модель посередине кадра, на фоне сливающихся воедино цветов, а сместился в бок, чтобы показать дорожку и параллельную линию бороздки цветов позади. Направление взгляда героини — продолжение образовавшихся линий.
Согласитесь, такая фотография выглядит выигрышней, чем та, на которой модель стоит в центре кадра, лицом к камере, на фоне «слипшегося» задника. Именно с таким скучным ракурсом посередине делается большинство непрофессиональных снимков.
Уходящие вдаль «силовые линии» и неровное деление кадра применяются и в пейзаже. Вот как это выглядит.
Отделение объекта от фона
Применяется в портрете, где главный персонаж в фокусе, а задний план размывается (достигается раскрытием диафрагмы и увеличением фокусного расстояния в фотокамере или выбором режима «портрет» при съёмке на телефон). Тем самым, появляется объём и фотография выглядит более акцентированной, а модель не сливается с фоном и не теряется в его очертаниях.
Также можно добавить ритм (линию повторяющихся объектов), уходящих внутрь кадра. Листайте и смотрите фото с объёмом и перспективой.
Но, если по сюжену необходимо вписать модель в окружающе пространство, которое играет важную роль, то фоновые объекты делают резкими (зажатием диафрагмы).
При съёмке цветов также необходимо компоновать кадр красиво и интересно. Ниже я привожу примеры, где главный объект отделён от фона. А чтобы показать пространство, он сдвинут в сторону, яркие точки на заднем плане задают направление чтения картинки (справа налево).
ЛИСТАЙТЕ ЛЕНТУ ПРИМЕРОВ ФОТОГРАФИЙ!
ИТОГ
· Ищите интересные ракурсы, переходите от одной точки съёмки к другой, снимайте снизу, сбоку, двигайте главный объект вправо или влево.
· И не забывайте про красивые грациозные позы (ССЫЛКА), а также правильный подбор одежды (ССЫЛКА), в том числе и для романтической фотосъёмки (ССЫЛКА).
Текст статьи и подбор фото автора — Новиков М.Н.