Советы по фото, выбор ракурса, одежды, позирование. Гид и фотограф в Валенсии Новиков Михаил, fotografo en Valencia

Подбираем наряд для фото

Сочетание цвета одежды с фоном

Правило сочетания цветов

Для того, чтобы съёмка получилась яркой и стильной, необходимо выполнить два условия: 

— одежда должна контрастировать с окружающим пространством (фоном сзади — зелёными насаждениями, голубизной моря или иными объектами в кадре), либо

— сочетаться с ним, выделяясьза счёт разницы в яркостной тональности, чтобы не слиться с задником и не потеряться на его фоне.

Начнём с контраста одежды и фона (цвета и тона)

  • Тональный контраст достигается противопоставлением светлых и тёмных тонов цвета, за счёт игры света и тени, белого и чёрного, яркого и тёмного (насыщенного) оттенка того же цвета. 
  • Цветовой контраст образуется за счёт из полярной противоположности холодных и тёплых оттенков цветовой палитры. 

Цвета с преобладанием желтого и красного (цвет огня и солнца) считают теплымиОттенки, где ведущий — синий и голубой (море и небо), называются холодными. Болотного цвета с синевой зелёный тоже относится к холодным оттенкам, а вот зелёный травяной или фисташковый — к тёплым

Если цвет состоит из равного количества теплого и холодного — то это нейтральный тон. Нейтральными тонами являются белый, черный и серые тона. Вот посмотрите ниже на известный всем цветовой круг Йоханесса Иттена, делящий цвета на холодные и тёплые. Не путать с понятием цветовой температуры в физике, выражающейся в Кельвинах. Там наоборот, чем синее цвет — тем выше значение температуры. 

---*ПРИМЕЧАНИЕ*  Свет — это всего лишь квантовый эффект, улавливаемый сетчаткой глаза и «раскрашиваемый» мозгом в разную цветовую тональность, в зависимости от длины и амплитуды потоков волн фотонов и их зарядов, которые сами по себе не светятся. Часть спектра поглощается предметом (его атомной решёткой), другая часть — видимый предел, это отражённые волны (от поверхности объекта). За счёт направленного света и его отражения от разного рода поверхностей, мы и видим окружающее пространство.  

Направленный солнечный дневной свет (прямой или рассеянный облаками) тоже имеет свой спектр преломления атмосферой, находящейся там атомами водорода, когда солнце находится в зените — голубой цвет, заполняемый пространство, который мозг нивелирует, превращая в прозрачный белый (но матрица фотокамеры его фиксирует и программная обработка её процессором также убирает синеву дня или желтизну вечера), или вечерне-утренний желтоватый оттенок, в силу изменившегося угла падения лучей меняется уровень их преломления. Волны падающего цвета смешиваются с отражёнными от предмета и дают разные оттенки, либо нивелируются (взаимно погашаются — голубой противоположным жёлтым).

Таким образом цветоощущение — это субъективное восприятие, которому нас научили в младенчестве, также, как и видению объёма и перспективы. Кроме того, с цветом связаны наши эмоции, так появились психологические аспекты его изучения.

Круг Иттена

    Наибольший контраст получается при сопоставлении цветов, находящихся на одной линии с разных сторон холодных и тёплых оттенков. Это так называемая линейная контрастность.

  • Напротив золотистого (насыщенного желтого) находится синий (индиго).
  • Жёлтый противоположен лиловому. 
  • Оранжево-апельсиновый контрастирует с сине-голубым.       
  • Красный — с насыщенным зелёным (болотным, с преобладанием голубого тона).
  • Зелёный (травяной, с преобладанием желтой примеси) контрастирует с  пурпурным (малиновым).  
  • Также может быть контраст между тёплым жёлто-зелёным и холодным пурпурным (с оттенком синего) тоном цвета. Или бирюзово-малахитовых (цвета моря) и золотистых, пурпурно-оранжевых (цвет солнца и горизонта на закате). 
Тёплые и холодные тона цвета
Тёплые и холодные тона цвета

Тёплые яркие тона цветов нейтрализуются холодными насыщенными, а не наоборот, иначе цвет получается «грязным».

Тёплый цвет визуально приближает объекты, холодный отдаляет. Отсюда следует правило «тёплый объект — холодное окружение». 

Примеры сочетания одежды и фона (цветового контраста)

Кроме противопоставления двух цветов, существует схема противоположностей из трёх и даже четырёх цветов.

Схема сочетания цветов в одеже триада

Контраст «триада»

Классическое сочетание противоположных оттенков, где  напротив тёплого красного расположились жёлтый и синий

За основу разделения берётся равнобедренный треугольник, вершина должна находится в тёплой тональности, а противоположные стороны в холодной. И наоборот, холодная тональность противостоит двум цветам тёплых оттенков. 

Схемы образования цветов («триада» основных и производных)

RGB

Распространённая схема цветообразования с белым в центре. 

Цвета образуются из трёх основных (красного, зелёного и синего — Red, Green, Blue) и, полученных путём их смешения, трёх производных цветов (желтого, пурпурного и голубого). 

Схема образования цвето.

Каждый цвет палитры имеет свою яркость (тёмный или светлый тон).  Путём смешения двух цветовых оттенков разной яркости получается новый. Вот посмотрите.

Те же триады противопоставлений — тёплый красный противоположен двум холодным — зелёному и синему. А тёплый жёлтый контрастирует с холодными — пурпурным и голубым

Как видно из схемы образования цветов, в красном цвете нет примеси зелёного,  в жёлтом — голубого, а в зелёном — пурпурного. Поэтому указанные пары цветов имеют наибольший цветовой контраст, ибо между собой не смешиваются. 

Схема CMYK

Cyan, Magenta, Yellow, Key color или голубой, пурпурный, жёлтый и чёрный. Их производные цвета — красный, зелёный и синий (цвета RGB, но здесь они вторичные). 

Подобный способ смешений цветов  нашёл своё место в типографской печати.

Схема образования цветов

Образование цвета Иттена

Основные цвета  — красный, синий и жёлтый. При смешении между собой получаются ещё три цвета — зеленый, оранжевый и фиолетовый  (производные или вторичные цвета). Последующие смешения образуют так называемые третичные цвета. 

Цветовой круг Освальда

Немецкого химики Фридриха Вильгельм Освальда. В качестве основных цветов он использует коралловый, голубой, жёлтый (сдвиг из красного, синего и зелёного). 

Применяется при создании современных жидкокристаллических экранов. Он позволяет изучить видимый прямой и излучаемый свет — от лампочки, телевизора, проектора.

Схема образования цветов

Цвета импрессионистов 

В сложении палитры используются труды Гельмгольца. Берутся красный, жёлтый и голубо. Смешение голубого и жёлтого с красным даёт красивый и романтичный оранжевый и зелёный тон.  Они существенно отличаются от тех, что применяются в распространённой схеме цветообразования RGB —  насыщенных основных цветов синего и зелёного.  Красный присутствует в обоих случаях.

Схема образования цветов

Посмотрите как выглядит основная палитра импрессионистов на картинах (ниже). Кстати, импрессионисты добивались выделения объектов по краям именно цветовой контрастностью, не вырисовывая и не подмалёвывая края объектов чёткими контурными линиями, а лишь используя мелкие мазки, поэтому их картины иногда кажутся зарисовками, не слишком объёмными. Подобное ощущение возникает в силу отсутствия дополнительной прорисовки силуэтов и размытости очертаний мельчайших деталей, созданных прерывистыми скруглёнными мазками (понятно, что «запятыми» передать правильные прямые линии не получится). 

Тем самым, работы импрессионистов выделяются не привычными — красиво выписанными контурами, как у художников эпохи возрождения, а силуэтным контрастом, созданным противостоянием тёплых и холодных цветов и оттенков. Главное — очарование эмоциональным накалом меняющегося цвета и света, а не формами изображаемого пространства. В переводе с французского импрессионизм означает впечатление (Impression), как на картине Моне «Впечатление. Восход солнца». 

Ниже примеры известных работ Клода Моне и Огюста Ренуара.

Клод Моне картины
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца.
Клод Моне. Закат на Сене. Зимний эффект.
Клод Моне. Закат на Сене. Зимний эффект.
Клод Моне. Зимнее солнце.
Клод Моне. Зимнее солнце.
Клод Моне. Поля весной.
Клод Моне. Поля весной.
Клод Моне. Сирень в солнечный день.
Клод Моне. Сирень в солнечный день.
Клод Моне. Стога сена.
Клод Моне. Стога сена.
Огюст Ренуар. Лягушатник.
Огюст Ренуар. Лягушатник.
Клод Моне. Осень на Сене в Аржантей.
Клод Моне. Осень на Сене в Аржантей.
Клод Моне. Регата в Аржантей.
Клод Моне. Регата в Аржантей.
Клод Моне. Сад в Сент-Адресс.
Клод Моне. Сад в Сент-Адресс.
Клод Моне. Утро на Сене.
Клод Моне. Утро на Сене.
Клод Моне. Аржантей.
Клод Моне. Аржантей.
Клод Моне. Водяные лилии.
Клод Моне. Водяные лилии.
Клод Моне. Осенний эффект в Аржантей.
Клод Моне. Осенний эффект в Аржантей.
Клод Моне. Регата в Аржантей.
Клод Моне. Регата в Аржантей.
Эдуард Мане. Семья Моне в их саду в Аржантей.
Эдуард Мане. Семья Моне в их саду в Аржантей.

Импрессионисты использовали чистые цвета (стараясь не смешивать их в палитру на холсте). Тёмная тональность состыковки цветов в контурах объектов заменяла художникам чёрный цвет, хотя примесь цветов в  нём тем не менее проглядывалась. Краски, которыми они пользовались, плохо пропускали свет и были непригодны для смешивания и быстро серели («выгорали»), что позволяло их картинам «играть» в зависимости от внешнего освещения с разной интенсивности и оттенка, отражающегося от поверхности полотна. 

На картинах мы видим оранжево-жёлтые и голубовато-дымчатые, иногда изумрудные оттенки, согласно приведённой выше схемы восприятия света. На фоне зелени чередуются сиреневые (холодные тона) с жёлтым солнечным светом (тёплый), на синеве реки (холодный) видны красные лодки (тёплый), и так далее. 

Есть на холстах и палитра аналоговых цветов осеннего пейзажа или стогов сена,
освещённых лучами солнца, преломлёнными утренней зарёй или вечерним закатом и окрашивающих предметы в соломенный оттенок. На цвет влияет не только падающий свет и его окрас за счёт определённой амплитуды волны, но и отражённый предметом спектр не поглощённых фотонов. Так волны направленного света (или тени — не прямые, а отражённые от окружающих поверхностей менее яркие лучи), смешиваются с волнами отражённого цвета предмета и дают определённый оттенок или нейтрализуются, образуя «грязный» сероватый тон с примесями. 

При написании картин приходилось учитывать и свойства красок, которые не смешивались и высыхая давали блёклые тона. При освещении разной интенсивности (яркости и температуры цвета) картина должна передавать правильные оттенки.

Моне много изучал свет и писал одни и те же места в разное время суток и года. Цвета его осени, то чередуются зелёно-коричнево-жёлтой гаммой, то превращается в красно-жёлтый оттенок. Так он пытался прочувствовать и передать эмоции с помощью субъективного восприятия тонкости цветовой гаммы. 

Одежда женщин светло-белая, розовая или голубая, а вот зонтики встречаются жёлтые. В 19 веке светлая тональность — белые платья, кружева, вуаль и оборки в летний период явно преобладают, воплощая в себе цвет непорочности и чистоты. Если вы хотите создать романтичный образ, то длинное платье макси с прикрытыми руками с кружевной вышивкой в одном цвете разной тональности или с мелким принтом, дополненный шляпкой и туфельками на каблуке, вполне уместны.  

А теперь давайте посмотрим на сочетание близких друг другу цветов в тёплой или в холодной тональности

 Аналоговое сочетание

Когда тёмно-коричневые цвета прекрасно вписываются в яркий жёлто-красный осенний пейзаж. Их так и называют цвета осени. Палитра фона и одежды как будто повторяют друг на друга в своей схожести с минимальной разницей. 

Аналоговая схема подбора цветов
Аналоговая схема подбора цветов.

Иногда похожими оказываются лишь отдельные детали или части одежды (верха или низа) и некоторые объекты пространства вокруг (цветущее поле, закатное небо или буйная растительность). Любой аксессуар (шаль или накидка, цветок в голову или яркий бант) может гармонично вписать модель в обстановку и место, где она оказалась. Теряться не стоит.

Монохромное сочетание 

Это один и тот же цвет, но в разной яркостной тональности.

Я собрал примеры аналогового и монохромного сочетания одежды и фона.

итог

Берите на фотосессию ту одежду, которая позволит выделиться из окружающего пространства и сделать фотографию насыщенной и объёмной. И учитывайте, что фото на пленэре летом делается на фоне зелёной растительности и ярких цветов (цвета фуксии). Подбирать придётся одежду придётся к зелёному или цветному. 

·    Как мы видели выше к зелени подходят яркие тона желтогоголубого или красно-пурпурного цвета

·    С голубымилазурными и малахитовыми оттенкам моря сочетаются золотистые и оранжево-коралловые

Я собрал палитру противоположностей в одном рисунке.

Контраст красно-лилового (цветы)  и голубого (небо)
Контраст красно-лилового (цветы) и голубого (небо)
Контраст синего и жёлтого
Контраст синего и жёлтого
Советы по фото, выбор ракурса, одежды, позирование. Гид и фотограф в Валенсии Новиков Михаил, fotografo en Valencia
Контрастное сочетание
Контрастное сочетание
Коричневая тональность плюс синий и зеленый
Коричневая тональность плюс синий и зеленый
Монохромная одежда и тон
Монохромная одежда и тон
Сочетание зелёного в одежде с фоном, а также синего и жёлтого
Сочетание зелёного в одежде с фоном, а также синего и жёлтого
Монохромная одежда и фон
Монохромная одежда и фон
Однотонные цвета одежды и фона (аналоговые)
Однотонные цвета одежды и фона (аналоговые)
Цвета осени
Цвета осени
Советы по фото, выбор ракурса, одежды, позирование. Гид и фотограф в Валенсии Новиков Михаил, fotografo en Valencia

Предпочтительней использовать однотонную (не разноцветную одежду). Прекрасно смотрится развивающееся на ветру платье, накидка-парео или расстёгнутый блейзерчёрная куртка-косуха сверху платья или рубашка поверх яркой футболки (в многослойном стиле одежды). Так вы будете выглядеть более эффектной, стильной и яркой. 

Можно комплектовать наряд из двух схожих по палитре цветов (аналоговое сочетание), противоположных тональности фона (в зависимости — холодные синие в ней тона, или тёплые — красно-желтые). 

Использовать большее количество цветов или с большим разноцветием принта не рекомендуется. Ибо на фоне множественной палитры фона подобное сочетание будет похоже на какафонию или хаос.

Также, если вы оденетесь в цвет хаки и встанете среди зелёных деревьев, то получится неплохо замаскироваться. Похоже на хамелеона, подстроившегося под окружающее пространство. Фигура и фон сольются, а персонаж съёмки потеряется. Если так получилось, что одежда совпадает по цвету с фоном, в том числе и по яркостной тональности, то придётся отходить подальше от растений на яркое солнышко, дабы оно своим светом, как софитом, высветило главного героя. Отделить персонаж от фона помогает сильное размытие задника за счёт увеличения диафрагмы и фокусного расстояния.

Автор статьи — Новиков Михаил

Статьи ФОТОСОВЕТЫ

RU
ES